| Входной контроль знаний | Конспект лекций | Тесты | Контрольные вопросы | Индивидуальные задания |
|---|
| От авторов | Методические указания | Модули | Готовимся к экзамену | Связатся с преподователем |
|---|
1. Промышленная политика государства, ее виды.
При формировании промышленной политики, соответствующей реалистическим целям, организационным и ресурсным возможностям страны на каждом из этапов развития экономической ситуации в ней, важно на методологическом уровне четко определить основные ее элементы, их назначение в общей конструкции промышленной политики (цели, типы политики, присущий им инструментарий, необходимые условия реализуемости). Следует при этом оговориться, что грани между методологически выделяемыми элементами не являются абсолютными, на практике возможны смешанные комбинации их в составе промполитики (например, задачи и методы, приоритетные для определенного этапа промполитики, могут частично присутствовать и использоваться на иных этапах). i
Мировой опыт промполитики в странах с переходной экономикой показал, что она развертывается в двух плоскостях: определения и реализации путей и мер государственного регулирования в отношении реального сектора; расширение свободы предпринимательства в соответствии с его интересами, развитие состязательности между субъектами рынка в целях максимизации эффективности производства и достижения его соответствия по объему и структуре общественному спросу. Синтез этих направлений промышленной политики — действенная ориентация усилий субъектов рынка на достижение общеэкономических национальных и региональных целей.Оптимальное сочетание либеральных и дирижистских подходов к стимулированию индустриального развития — важное условие действенности промышленной политики в период рыночной трансформации экономики.
NB! Практика выработала два основных типа государственной промполитики — общесистемный и селективный.Общесистемная промышленная политика направлена на создание общих правовых, институциональных и экономических условий, максимально благоприятствующих экономическому развитию страны. Она действует как бы по горизонтали. Ее меры не имеют какого-либо избирательного назначения (четкой нацеленности на отрасль, корпорацию, регион), а распространяют свое влияние более или менее равномерно на все субъекты рынка, формируют экономическую и институциональную, организационную и правовую среду их жизнедеятельности. Общесистемная промполитика — преимущественно макроэкономическая.
Такого рода политика имеет либеральный характер, т.к. прежде всего она направлена на обеспечение, по крайней мере, формального равенства внешних условий (экономических, правовых) для всех субъектов рынка. Вместе с тем общесистемная промполитика имеет и дирижистский характер, поскольку применением ее государство формирует определенный хозяйственный порядок, предписывающий некоторые допустимые и общепринятые рамки деятельности субъектов рынка, правила их хозяйственного поведения. Она включает меры государственного воздействия на экономическую жизнь — налоговый, денежный, валютный, таможенный режимы, трудовое законодательство, технические и экологические стандарты и т. п.
Общесистемная промышленная политика опирается на меры по финансовой стабилизации, преобразованию отношений собственности, в частности путем приватизации государственной собственности.Селективная промышленная политика и ее инструменты целенаправленно воздействует на определенные группы субъектов рынка (предприятия, виды производства, отрасли, регионы), а также определенные виды деятельности (подготовка кадров, наращивание информационного и научно-исследовательского потенциалов и т. п.). Ее действие распространяется как бы по вертикали (из центра по ступеням народнохозяйственной иерархии вплоть до первичного звена производства — предприятия). В этом смысле она тоже имеет преимущественно микроэкономический характер.
В такой политике более четко и твердо проявляется регулирующая, управленческая деятельность государства. Интервенционизм государства в отношении реального сектора на микроуровне в рамках селективной промышленной политики проявляется наиболее отчетливо и энергично. Вместе с тем, селективная поддержка индустрии может быть наиболее эффективной, результативной, а ее фактический итог максимально соответствует целям промышленной политики только тогда, когда максимально задействованы общесистемные меры по формированию макроэкономической, инвестиционно-инновационной, инфраструктурной и правовой среды деловой жизни субъектов рынка. В противном случае проведение селективной промышленной политики дает сбои, может вызвать непредвиденные результаты, в целом ее меры оказываются малоэффективными и остаются эпизодом, не получающим логического и широкого распространения.
Например, государственная финансовая поддержка некоторых звеньев индустрии, если она предпринимается в условиях инфляции, тем более гиперинфляции, в кратчайшие сроки обесценивается, а селективная поддержка рушится сама собой. Такая поддержка, как показал опыт, обречена на неудачу и вследствие того, что в обществе не создана система контроля за финансовыми потоками. В этом случае бюджетные дотации или кредитная эмиссия для поддержки реального сектора не достигают намеченных целей, неведомыми путями перекочевывают в финансовый сектор, используются в спекулятивных операциях, конвертируются в твердую валюту и утекают за рубеж. Попытки селективной поддержки реального сектора превращаются в свою противоположность — в разрушение отечественного производства. Примеров таких сбоев политики поддержания производства можно привести множество.Активная и эффективная системная селективная промышленная политика возможна лишь при выполнении некоторых обязательных экономических и организационных условий. Поэтому и рекомендации по выработке содержательной части промышленной политики могут быть ценными не потому, что где-то и когда-то они дали положительный результат, а лишь в той мере, в какой они соответствуют наличным условиям и опираются на определенные достигнутые предпосылки.
NB! Селективный подход в поддержке избранных блоков промышленности применяется, прежде всего, в условиях выхода из кризиса, когда начинает восстанавливаться нормальный процесс расширенного воспроизводства, появляются возможности накопления.
В этот период контрпродуктивны предложения “фронтального наступления” в промышленности по всем направлениям. Заметим, что такие позиции существовали и широко пропагандировались на политическом уровне. iВ экономическом смысле с учетом реального положения дел такая фронтальная постановка задачи, на наш взгляд, нереалистична и неконструктивна, хотя в популистском смысле весьма привлекательна.
Значительная часть экономистов, особенно экономистов-политиков, приоритеты господдержки определяют по приоритетам современного научно-технического прогресса в развитом мире, достижения “самого передового, самого прогрессивного”, ориентированного на XXI в.
Так оно и может быть, если удастся обеспечить устойчиво прогрессирующее развитие экономики Украины. Но в условиях кризиса, депрессивной стабилизации, даже при начале поворота к экономическому росту, такой технократический подход к выбору приоритетов практически также контрпродуктивен, как и выдвижение задачи наступления по всему индустриальному фронту. Это становится очевидным, если рассмотреть технократические предложения через призму критериев выбора приоритетов для господдержки промышленного производства. Справедливым будет здесь сугубо экономический подход применительно к условиям становления рыночного хозяйства.Весьма важен вопрос о критериях выделения объектов для селективной государственной поддержки.
NB! Основные критерии селективной государственной поддержки
- Наличие и надежные перспективы роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на определенные виды продукции и услуг. i
- Наличие конкурентных преимуществ того или иного вида производства. i
- Достаточная рентабельность выбираемого объекта господдержки, которая обеспечивает самофинансирование его расширенного воспроизводства и улучшение качественных параметров производственной базы, применяемых технологий и самого конечного продукта.i
- Возможно большее мультипликативное воздействие развития избираемого вида производства на все народное хозяйство как силы, вытягивающей из кризисных провалов другие виды производств.i
- Отсутствие или минимум инфляционных последствий господдержки предприятий.i
Резкое падение платежеспособного спроса вследствие значительного повышения цен, обесценение оборотных средств предприятий и денежных накоплений населения в результате жесткой рестриктивной денежно-кредитной и финансовой политики было главной причиной углубления спада производства в Украине после 1991 г. и препятствием для проведения сколько-нибудь активной, конструктивной промышленной политики. Требования рынка неумолимы и однозначны — производство приобретает положительную количественную и качественную динамику только при увеличении и изменении структуры платежеспособного спроса.
Поэтому при проведении промышленной политики только тот хозяйствующий субъект заслуживает поддержки, в продукции которого заинтересован платежеспособный потребитель. Если такой спрос еще мал, то оправданно не столько сразу вкладывать средства в производство, сколько посодействовать расширению спроса.
В целом же обеспечение совокупного платежеспособного спроса на внутреннем рынке — ядро экономической политики и ее составной части — промышленной политики.Базовые конкурентные преимущества украинской промышленности — это в большей мере преимущества низкого порядка (природные ресурсы, относительно низкая заработная плата, ограниченные затраты экологического характера и т.д.). Естественно, что в ходе экономического развития следует завоевывать новые плацдармы, создавать преимущества высшего порядка (высокая квалификация работников, уровень менеджмента, уникальность продукции и применяемых технологий).
Внешний экономический признак наличия конкурентных преимуществ в каком-либо звене индустрии — относительно низкая доля импорта во внутреннем потреблении определенной продукции.Это особенно важно в начальный период послекризисного возрождения индустрии, т.е. в условиях, когда финансовые ресурсы вне избираемого для приоритетного развития сектора отсутствуют или очень ограничены, и поэтому масштабные процессы перераспределения пока невозможны.
С оживлением и подъемом производства расширяется круг преуспевающих предприятий и отраслей — так называемых “дойных коров”. Это позволяет расширить масштабы перераспределения финансовых ресурсов как важнейшего рычага селективной промышленной политики, не наносящего ущерба преуспевающим предприятиям и отраслевым промышленным комплексам.Господдержка избранного сектора индустрии должна обеспечивать растущий и широкий по охвату круг других отраслей, особенно сопряженных отраслей-поставщиков (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, средства коммуникации), услуги строителей, транспортников, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Подъем основного производства, оживление и рост технологически сопряженных с ним производств ведет к увеличению совокупного объема зарплаты, сопутствующего спроса в отраслях, работающих не на сферу производства, а на личное и общественное непроизводительное текущее потребление и накопление. Такие мультипликативные эффекты ведут к оживлению и последующему подъему всего народнохозяйственного комплекса.Увеличение затрат государства на поддержку развития промышленности в прямой форме (дотации, налоговые льготы, льготные целевые кредиты, экспортные премии и т. п.) и в косвенной (затраты государства на подготовку и переподготовку кадров, геологоразведочные работы, развитие НИОКР, необходимых элементов производственной инфраструктуры) может привести к дефициту бюджета, налоговым перегрузкам, спровоцировать инфляцию. Поэтому активизация промышленной политики государства должна сопровождаться мерами антиинфляционного характера.Применение критериев при выработке промышленной политики требует широких и достоверных аналитических и прогностических разработок.
Приведенные критерии определения приоритетов для осуществления в рамках государственной промышленной политики различных способов поддержки избранных секторов индустрии позволяют дать строгую экономическую оценку различным предложениям и проектам, выбрать наиболее рациональные из них.
Конечно, по мере улучшения положения дел в экономике степень жесткости применения этих критериев определения приоритетов селективной промышленной политики может быть уменьшена. Только, пожалуй, первый сохраняет абсолютное значение.
NB! Что касается методов промышленной политики, то такие методы апробированы практикой многих стран мира и составляют некий стандартный набор. Представляется целесообразным классифицировать эти методы по содержанию и одновременно по характеру воздействия на объект.
- Информационные методы.
- Методы макроэкономического регулирования.
- Ресурсные (затратные) методы.
- Институциональные методы
- Антимонопольная политика государства
- Антимонопольное законодательство
- Антимонопольное регулирование
Первейшей обязанностью государства в рамках его промышленной политики является обеспечение субъектов индустриального развития (предприятий, а также госорганов) систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными об окружающей их экономической и политической среде. Это позволяет участникам процессов развития промышленности повысить обоснованность своих решений в области производственной, инвестиционной, инновационной, коммерческой деятельности.
Речь идет о систематических и доступных широкому кругу пользователей анализах экономической ситуации в стране, в отраслях и регионах, о прогнозах по этим же направлениям. Здесь же имеются в виду маркетинговые исследования, организация системы консалтинговых услуг.
Это очень важно. Например, предприятия, строя свои планы, могут ориентироваться на наиболее ходовой в данный момент товар на рынке, не зная, что другие крупные предприятия (особенно за рубежом) готовят новый прорыв на этом рынке, превращающий в глазах потребителя ходовой сегодня товар в устаревший. Государство на базе анализа и прогноза должно выявить такую ситуацию, предотвратив тем самым неверные шаги предприятий. Совокупность прогнозно-аналитических и информационных материалов может оказывать ориентирующее воздействие на участников производственно-экономических процессов.Направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на: обеспечение финансовой стабилизации, преодоление дефицита госбюджета, подавление инфляции, достижение положительного платежного баланса, установление устойчивого или, по крайней мере, предсказуемо изменяющегося курса национальной валюты. Все это образует макроэкономический фундамент, без которого невозможно осуществить действенную промышленную политику.
В Украине в 1992—2000 гг. попытки выстроить определенную линию промполитики и добиться в этом направлении позитивных результатов не удавались именно по причине неустойчивости на уровне макроэкономики. Состояние макроэкономической среды — определенная предпосылка промышленной политики и одновременно — ограничитель в постановке задач промполитики, применении некоторых ее методов.Это наиболее действенные методы, как правило, прямого воздействия на объекты промышленной политики. Их можно так же назвать обеспечивающими, поскольку они предполагают предоставление субъектам рынка воспроизводственных ресурсов для решения задач индустриального развития.
Конкретные виды ресурсных методов весьма многообразны. Прежде всего, это система государственных заказов и госзакупок. Далее, это — адресные субсидии, кредиты, формирование и использование фондов страхования рисков (инвестиционных, экспортных и др.), налоговые льготы. Промышленная политика включает в себя финансовое обеспечение подготовки и переподготовки кадров, затраты на иммиграцию трудовых ресурсов, государственное обеспечение фундаментальных исследований и частично НИОКР прикладного характера.
Государство может также взять на себя полностью или частично затраты социального характера, позволяющие преодолеть или смягчить неблагоприятные социальные последствия реструктуризации промышленности, передачи заводской социальной инфраструктуры в ведение местных органов власти.Это формирование соответствующей рыночным принципам и задачам экономической, в частности, промышленной, политики правовой и организационно-экономической среды, общего для всех хозяйственного порядка. Характер воздействия этих методов — регулирующий и стимулирующий. Применение институциональных методов не предполагает затрат ресурсов непосредственно на объект промышленной политики (отрасли, предприятия, регионы). Если и есть ресурсные затраты, то на проведение самих институциональных преобразований, создание соответствующих институтов рынка и регулирования индустриального развития.
Институциональные методы — это преимущественно средства общесистемного характера. Они воздействуют не избирательно на конкретные субъекты, а на всю экономическую (индустриальную) систему.
В этот класс методов воздействия на экономическое (индустриальное) развитие входят различного рода административные инструменты — квоты, лицензии, стандарты, требования к качеству товаров и услуг, санитарные нормы, обеспечивающие безопасность для человека, экологические нормативы. К их числу можно отнести и комплекс вопросов хозяйственного законодательства, в частности и в особенности правовое обустройство трудовых отношений в условиях многоукладности экономики и рынка.
Объектом институциональных преобразований являются системы ценообразования и регулирования цен, определения и изменения амортизационной политики.
Решающее значение в период рыночной трансформации экономики приобретает упорядочение отношений собственности, выработка правил и осуществление приватизации государственного имущества. Если эти процессы не закончены, не доведены до их логического завершения — появление эффективного собственника, то осмысленная промышленная политика вообще невозможна. Если нет эффективного собственника — то нет и определенного осознанного экономического интереса, надлежащего менеджмента, отсутствует забота о перспективе, устойчивости и долгосрочной рентабельности.
В такой ситуации трудно предложить предприятиям взвешенную и реалистичную промышленную политику. А эффективный собственник (частный, коллективный, государство) осознает свой интерес, занимает и пытается расширить свою нишу на рынке, не просто стремится к увеличению дохода, а готов реинвестировать свою прибыль для упрочения позиций сегодня и в перспективе. Такой собственник становится заинтересованным партнером государства в общей заботе об индустриальном прогрессе страны.
Столь же существенно в промышленной политике формирование организационно-хозяйственных структур, максимально благоприятных для решения индустриальных задач, — всякого рода производственно-коммерческих объединений — концернов, холдингов, финансово-промышленных групп, особых экономических зон, других форм объединений производителей и потребителей, создание инфраструктуры рынка, обслуживающей взаимодействия его субъектов. Для индустриального развития особенно важным оказывается формирование рынка ценных бумаг, придающего капиталу мобильность.
Изложенное выше трактует промышленную политику как стимулирующую экономический рост и структурные изменения в пользу видов производства, отвечающих условиям рынка, потенциального спроса на их продукцию и услуги, обладающих определенными конкурентными преимуществами на внутреннем, и особенно на внешнем рынках. Но для промышленной политики периода рыночной трансформации экономики, преодоления наследия планово-распределительной хозяйственной системы существует и проблема дестимулирования, деинвестирования, сворачивания некоторых видов производства, которые не соответствуют названным выше рыночным критериям и становятся “избыточными”.
Это направление деятельности крайне сложно, особенно в социальном плане, поскольку связано с потерей доходов занятых в этих производствах трудящихся, безработицей, дисквалификацией, резким снижением социального статуса, в прошлые времена весьма высокого (шахтеры, металлурги, значительная часть занятых в военно-промышленном комплексе).
Для свертывания “излишнего” производства требуется особое искусство, применение специфического инструментария.Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Оно включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Цели антимонопольного регулирования:
- Достижение эффективного функционирования рынков.
- Развитие конкуренции.
- Пресечение монополистической деятельности.
- Поддержание конкурентной среды.
- Препятствование образованию монопольных структур.
2. Антимонопольное регулированиее государства.
E! Антимонопольное регулирование в некоторых странах : США, Европа
Необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений.
Если в США антитрестовская политика направлена против усиления концентрации через слияния, то в других странах акцент делается на предотвращение злоупотреблений со стороны фирмы или группы фирм, обладающих монопольной властью. Правительства некоторых стран все еще занимают мягкую позицию по отношению к своим внутренним производителям с целью вытеснения с рынка зарубежных конкурентов и дают возможность внутренним фирмам действовать подобно монополиям.В Канаде, Великобритании, Германии и в ряде других стран антимонопольная политика, по американским меркам, осуществляется не столь энергично. Европейское антимонопольное законодательство содержит более широкие возможности защиты на основе эффективности, чем в судебных прецедентах США. Слияния, которые нарушают структурные критерии, разрешены, если они ведут к улучшению условий конкуренции, перевешивающему издержки доминирования на рынке. Руководство ЕС не ставит целью воспрепятствовать образованию монополий, считая это явление прогрессивным для своих стран. По его мнению, создание монополий на европейском рынке не ведет к исчезновению конкуренции, а только меняет ее форму, побуждая к прогрессу путем совершенствования методов производства, растущей дифференциации качества и ассортимента товаров и услуг. В странах Европейского Сообщества (ЕС) для каждой сферы, где отсутствуют условия конкуренции, приняты специальные рекомендательные документы — директивы. Для рынка сферы телекоммуникаций, например, действуют Директивы по электронной коммуникации Европейского Сообщества, направленные в основном на улучшение конкуренции в ЕС.NB! Существующее соотношение между антимонопольным законодательством и протекционизмом выражается в том, что протекционизм направлен на противодействие иностранным компаниям, а антимонопольное законодательство — на противодействие крупным компаниям. Оно препятствует развитию тех самых крупных национальных компаний, которые протекционистские меры призваны защищать С другой стороны, протекционистские меры препятствуют иностранным компаниям конкурировать с национальными компаниями, что должно бы было приветствоваться “по теории” антимонопольного законодательства. Последнее используется как оправдание протекционизма в борьбе против иностранных компаний. Наиболее характерным инструментом в этой борьбе является антидемпинговое законодательство, которое ставит своей целью защиту промышленности под предлогом противодействия “нечестной конкуренции”.
Антидемпинговые меры являются специальным “международным” видом антимонопольного законодательства и формально направлены на сохранение и поддержание справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий именно антимонопольное законодательство и антидемпинг, будучи его частью, стали одними из наиболее популярных средств для защиты отечественного производителя от необходимости конкурировать с иностранными компаниямиТак или иначе, антимонопольное законодательство мешает свободной торговле — то ли препятствуя входу на рынок иностранных компаний, то ли нанося ущерб развитию компаний собственной страны. i
Достаточно условно можно выделить три уровня, на которых сторонники антимонопольного законодательства противодействуют развитию свободной торговли.
Во-первых, национальный уровень. Большинство стран мира имеет антимонопольное законодательство, и такое специфическое именно для международной торговли его проявление, как антидемпинговое законодательство. Для развитых стран основной тенденцией является некоторое смягчение этих норм в рамках широких пакетов реформ. В посткоммунистических странах наблюдается противоположная тенденция — принятие такого законодательства там, где его до этого не было.
Взаимосвязь таможенных тарифов и антидемпинговых мерВо-вторых, уровень двусторонних отношений “страна—страна”. Государства договариваются об “уступках” в смягчении законодательного режима именно друг для друга. Важной тенденцией в этой области становится создание зон взаимного отказа от антидемпингового законодательства.
В-третьих, уровень многосторонних отношений (“страна-организация”). На этом уровне наиболее характерна деятельность по унификации правил антимонопольной политики и антидемпингового законодательства.
Существует четыре основные проблемы в отношениях между антимонопольным законодательством и международной активностью любой страны:
- Во-первых, антимонопольное законодательство препятствует развитию бизнеса страны, которые интенсивно вовлекается в международную торговлю и благодаря этому становится все более крупным
- Во-вторых, антимонопольное законодательство препятствует международной торговле тем, что активно вмешивается в деятельность международной инфраструктуры торговли (транспорт, информатика).
- В-третьих, антимонопольное законодательство препятствует входу на национальный рынок иностранных компаний и является специфическим дополнением протекционизма.
- В-четвертых, в международной деятельности государств широко распространена практика навязывания норм антимонопольного законодательства. Многие государства поддаются на соблазн (или давление) “импорта” этого вида законодательства.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
C! Таким образом, посредством государственной промышленной политики оказывается стимулирующее и дестимулирующее воздействие на организационно-экономические структуры индустрии в целях достижения конкретных задач, соответствующих национальным интересам страна. В ней используются практически все те методы и инструменты, которые присущи экономической политике в целом — хозяйственное законодательство, регулирование отношений собственности, антимонопольные меры и поддержка конкуренции, налоговая, денежно-кредитная, ценовая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и валютная политика, планирование и разработка различных целевых программ.
Выработать промышленную политику значит определить приоритеты, объекты воздействия и регулирования, процедуры мониторинга и корректировки. При этом из приведенного выше арсенала инструментов промышленной политики выбирается тот, что соответствует реальным условиям и возможностям экономики и государственного управления народным хозяйством. Поэтому задачи и инструментарий промышленной политики должны быть дифференцированы в соответствии с этапами рыночной трансформации реального сектора экономики — кризис, стабилизация и постстабилизационное восстановление, экономический рост и активная структурная перестройка, включение в процессы глобализации экономики.
Дополнительная литература Электронный курс "Международные стратегии экономического развития" разработан аспирантом, ассистентом кафедры "Международная экономика" Пивоносовым М.Ю.
по вопросам и предложениям обращаться: pivonosovm@inbox.ru
©ДонНУ, 2008г.